Michael Peregudov (beorn) wrote,
Michael Peregudov
beorn

Какие предметы должны быть обязательными в старших классах?


«Известия. Московская Неделя» № 41 (28302), 11 марта 2011 г.

Очень жаль, что «Известия» не потрудились опубликовать данные о выборке. Или ВЦИОМ не потрудился их предоставить? Как бы то ни было, очень хочется узнать, что за люди могли так ответить.

Первые две позиции вопросов, в общем, не вызывают. Хотя всё же остаются сомнения в том, что люди назвали эти предметы потому, что они действительно нужны (хотя про объём школьной программы по каждому из них, да и что уж греха таить, по многим другим предметам тоже, конечно, стоит ещё поговорить отдельно), а не потому, что по ним уже много лет в обязательном порядке сдаются выпускные экзамены что в 9-м, что в 11-м классе.

Идём дальше: третье и четвёртое места — литература и история. Отрадно, конечно, что они попали в первую пятёрку, но посмотрите на цифры: 43 и 42 процента, соответственно. Меньше половины! Отвращение к литературе как к школьному предмету я могу понять (её у нас преподают так, что застрелиться хочется), но что случилось с историей? И ведь эти 58 процентов опрошенных, не назвавших её, наверное, потом будут удивляться, откуда у нас такой бардак в голове в том, что касается собственного непредсказуемого прошлого.

Пятое место. Иностранный язык. 28 процентов. Повторяю: двадцать восемь процентов, меньше трети! Вот что это? Как это понимать: как "А чё они? — Раз припёрлись сюда, пущай говорят по-нашему, а раз не умеют, пускай идут в пень!" или как общую тупость нашего народа, до сих пор (первое десятилетие XXI века уже позади — опомнитесь!) не осознавшего важность владения хотя бы английским в нашем глобализованном мире? Хотя если вспомнить, какая часть населения нашей страны имеет загранпаспорта и хоть раз бывала за пределами бывшего СССР, удивление несколько проходит.
Впрочем, такой расклад означает, что уж на мой-то век работы переводчикам хватит, что не может не радовать.

Шестое место — география, 12%.

Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези
меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Фонвизин написал «Недоросля» в 1782 году. Прошло больше 200 лет. Ни хрена не изменилось. Справедливости ради скажу, что мои воспоминания о школьной географии больше всего похожи на ночной кошмар, но это уж так с учительницей «повезло», ничего не поделаешь.

Седьмое место — информатика, те же 12%. Давайте сопоставим эти 12% с потрясающе низким уровнем компьютерной грамотности в нашей стране и подумаем, где тут причина, а где следствие. А если вспомнить про 72% опрошенных, не выбравших иностранный язык, то станет ясно, что «S как доллар» — это надолго. Может, даже навсегда.

Давайте перейдём теперь сразу к 11-му месту, на котором у нас расположилась физкультура. Мысль о том, что в старших классах её всё ещё нужно преподавать, пришла в голову шести процентам опрошенных. Я вот прямо представляю себе, как кривая на графике под названием «Вес среднего жителя РФ» стартует вверх со скоростью ракеты-носителя «Союз»...

Пять процентов, полученные химией (12-е место), спишем на то, что предмет объективно сложный и у большинства школьников с ним проблемы. У меня так вообще беда была.

Экономика — 13-е место, пять процентов. Хорошо, но только давайте тогда перестанем удивляться, что есть люди, вкладывающие все свои деньги в пирамиды, люди, берущие по нескольку кредитов, которые они заведомо не смогут погасить (правда, тут ещё и банки не очень красиво себя ведут), и прочие интересные феномены. Очевидно, что без базовых знаний о том, как вообще всё это финансово-кредитное безобразие работает, жить тяжело.
Ещё мне хочется сказать, что, по-моему, под предметом «экономика» у нас обычно понимается и преподаётся не совсем то, что действительно нужно в жизни. Я помню, когда у нас в ИнЯзе начинался курс экономического немецкого (Wirtschaftsdeutsch), я страшно обрадовался. Радость быстро сменилась разочарованием от того, что под этим скрывалась проклятая VWL (макроэкономика). Блин, ну почему так тяжело понять, что в 9 случаях из 10 переводить приходится про BWL (экономика предприятий), бухучёт и прочие приземлённые вещи (которые, разумеется, не преподают), а не про абстрактные общие закономерности товарно-денежных отношений и политику монетарных властей?! Впрочем, наверное, стоит смириться с тем, что наше образование на всех уровнях имеет мало общего с реальной жизнью. Правда, следуя этой логике, всю программу по экономике в РФ можно было бы уместить в два урока. На первом рассказать, что такое коррупция (и раздать вот эту статью), на втором — про распилы и откаты.

14-е место обществознания в сегодняшней России не должно вызывать удивления. Знания о том, что такое правовое государство, демократия, разделение властей, сдержки и противовесы, в нашей стране никому не нужны, так как абсолютно неприменимы на практике.

ОБЖ на 15-м месте. Ничего не могу сказать: у меня в школе этого предмета не было. Правда, он почему-то был в вузе, длился целых два семестра (для сравнения: на введение в культурологию выделили всего один) и представлял собой совершеннейшую хуету.

Пресловутая «Россия в мире» на 17-м месте. Надо же, нашлись-таки два процента опрошенных, которые понимают, что это за странный предмет. Я вот, например, не понимаю.

Технология и труд. 18-е место, один процент. Вот печально, кстати. Я, например, жалею, что у меня в школе не было труда в нормальном виде, где учат работать на токарном станке и мастерить табуретки. То безобразие в первом или втором классе, где всех, независимо от пола, принудительно учили вышивать на пяльцах, считать не будем и спишем на то, что на календаре были 1991—1993 годы, а в стране был пиздец.

Ну, и почётное последнее место — экология, один процент. Я, честно говоря, подозреваю, что процентов было меньше, чем один, но на графике решили ограничиться целыми числами и округлили результат в бóльшую сторону. Как говорится, без комментариев. Экологическое сознание у нас в стране отсутствует и, видимо, ещё не скоро появится. Даже зачатков нет, например, большинство граждан не знает, что мусорить плохо.

Напоследок скажу ещё вот что. Вопрос всё-таки был задан про старшие классы школы, а не про среднее образование вообще. По идее, это значит, что низкий результат ряда предметов можно списать на то, что участники опроса исходили из того, что эти предметы в полный рост преподаются с первого по восьмой или девятый классы. Если это так, то у меня есть контраргумент: в программах практически всех упомянутых предметов есть вещи, которые раньше, чем в старших классах, преподавать бесполезно: дети их не поймут просто в силу возраста. Но, по-моему, обольщаться всё же не стоит. Наше образование, как и вся страна, в жопе. Засим пока прощаюсь. Всем спасибо за внимание.
Tags: грустно, мнение, мои тексты, образование, пиздец
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments